- Цветной журнал с электронными приложениями;
- Бумажные и электронные версии;
- Скидки постоянным подписчикам.
Вы можете ознакомиться с номером журнала.
Проблемно-диалогический метод обучения на уроках технологии

- Степанова Галина Станиславовна, учитель технологии
Презентация к уроку

















Назад
Вперёд
Загрузить презентацию (33,58 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Раздел: «Технология приготовления кулинарных блюд»
Тип урока: урок развернутого оценивания – предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях.
Организационная форма проведения урока: рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией учебной компьютерной презентации.
Методы обучения: проблемно-диалогический, наглядный (демонстрация слайдов)учебные таблицы по технологии кулинарных блюд; методы стимулирования и мотивации (актуализация знаний, обращение к жизненному опыту учащихся).
Дидактические средства обучения: плакаты «Классификация блюд» и «Холодные блюда»; учебник “Технология 8 класс”, учебная компьютерная презентация.
УУД: Работают в группе. Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.
- Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия.
- Структурируют знания. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
- Сличают свой способ действия с эталоном. Оценивают достигнутый результат.
- Приобретают умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
- Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности.
- Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
- Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Изучив материал данной темы, учащиеся должны:
- знать: расширенную классификацию холодных блюд и закусок; технологию приготовления холодных блюд и закусок; правила оформления и украшения салатов; правила подачи холодных блюд и закусок; санитарные нормы, сроки хранения, требования к качеству;
- уметь: соблюдать технологии приготовления холодных блюд и закусок; соблюдать правила подачи холодных блюд и закусок к столу; соблюдать требования к качеству.
Цели учителя:
- Актуализировать уже имеющиеся знания учащихся по теме данного урока.
- Сформировать у учащихся профессиональные знания по приготовлению холодных блюд и закусок.
- Изучить технологию приготовления холодных блюд и закусок, их разновидности, подачу, требования к качеству и хранение.
- Научить учащихся находить пути совершенствования своего труда и повышения его эффективности.
- Формировать профессионально важные качества личности: творческого и ответственного отношения к труду, активности и самостоятельности в учебно-трудовой деятельности.
Основные понятия:
- Классификация закусок и салатов;
- Способы приготовления и оформления салатов
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Форма работы – фронтальная.
(Слайд 1)
Учитель ученики использует подводящий к теме диалог формулируют тему урока – В 5-м классе и на прошлом уроке мы расклассифицировали закуски по 2 параметрам:
· по температуре (
пишет на доске) и
· по виду основного продукта
(слайд 2)
– Сегодня мы с вами продолжим классификацию. И следующий параметр будет
(пишет на доске)
· по количеству составляющих. Какие будут гипотезы? (
побуждение к выдвижению гипотез) – С какими уже имеющимися в вашем багаже знаниями по русскому языку и химии можно провести ассоциации? (
подсказка)
(Слайд 3)
– Ну а теперь сформулируйте определение классификации салатов по количеству составляющих.
– Все верно (
пишет на доске)
– Холодные и горячие (
приводят примеры)
– Мясные, рыбные, овощные, из морепродуктов и т.д. (
приводят примеры)
молчат
– Предложения: простые (подлежащее и сказуемое) и сложные с многими членами.
Химические вещества тоже могут быть простыми и сложными: кислород и вода, например.
Формулируют определение.
(Открытие нового знания.) Приводят примеры.
Использует побуждающий диалог формулируют тему урока – Ответьте мне на вопрос: какова основная задача или роль холодных закусок, ну и салатов в том числе? Какие будут гипотезы? (
побуждение к выдвижению гипотез) (Слайд 4)
– Когда, в какой момент трапезы подают салаты (
подсказка к решающей гипотезе)
– Все согласны с этой гипотезой? А почему не в конце трапезы?
– Все верно. Закуски предназначены для возбуждения аппетита, причем, не только своими вкусовыми качествами, но и внешним видом, то есть оформлением. Обычно пищеварительный аппарат человека находится в заторможенном состоянии. – украшение стола (
ошибочная гипотеза)
– но можно украсить стол цветами – это проще, да и затрат меньше (
контраргумент)
– перед приемом пищи
– возбуждают аппетит
Очень важно чтобы до приема основной части пищи он был выведен из состояния покоя, подготовлен к перевариванию пищи, чтобы еще до попадания ее внутрь начали выделяться пищеварительные соки. Достигается это двумя путями: возбуждение деятельности пищеварительных желез внешним видом блюд; (Слайд 5) поэтому оформление холодных закусок имеет огромное значение: возбуждением секреции пищеварительных желез непосредственным раздражением нервных окончаний химическими веществами пищи, поэтому обычно холодным закускам придается острый вкус. Ролью холодных закусок как средств возбуждения аппетита обусловлено и место их в меню – в начале приема пищи.
Салаты в кулинарной традиции занимают одно из центральных мест и пользуются популярностью. (Слайд 6) Они не только великолепны в цветовом и эстетическом отношении, но и необычайно вкусны. Без салатов не обходится ни одно торжество. Причина тому – богатый ассортимент овощей, фруктов и других необходимых продуктов, а также возможность проявлять выдумку и фантазию в подборе компонентов.
(Слайд 7) – видеорецепт приготовления салата «Мимоза».
Учитель ученики использует подводящий к теме диалог формулируют тему урока – Дайте мне, пожалуйста, классификационную характеристику салату Мимоза. Какой он?
(Слайд 8)
– А теперь вспомните, пожалуйста, ключевые слова шеф-повара по поводу калорийности этого салата?
– А мы с вами до этого момента говорили, что салаты улучшают аппетит и подаются когда? Какой возникает вопрос?
– Чего мы еще не знаем? (
Побуждение к осознанию)
– За последние несколько лет в традициях питания произошли значительные изменения: салаты подают как в обед, так и вечером, они могут быть и основным блюдом и легкой закуской.
Пишет на доске еще один параметр:
· по калорийности.
– Какие бывают салаты по калорийности? Какие будут гипотезы? (
побуждение к выдвижению гипотез)
– Все верно. Ну а теперь мы попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Ваши гипотезы? (
побуждение к выдвижению гипотез)
– Посчитайте, пожалуйста, сколько видов продуктов вы принесли сегодня для выполнения практической работы? Какой по количеству составляющих у вас предполагается салат?
(подсказка к решающей гипотезе)
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слайд 9)
(побуждение к формулированию проблемы) Записывает тему на доске, а учащиеся в тетради. Отвечают
: Холодный, рыбный, сложный.
И слоеный, т.к. все продукты выкладывались слоями.
Отвечают:
Порция этого салата может заменить обед или целый ужин.
– В начале приема пищи. (
проблемная ситуация)
– салат может быть основным блюдом
? (противоречивые факты)
– что салаты еще и по калорийности можно расклассифицировать
(открытие нового знания)
– низкокалорийные
(легкие) и высококалорийные (
тяжелые)
– закуски и салаты
(ошибочная гипотеза 1) – классификация салатов (
ошибочная гипотеза 2)
– семь, восемь
– сложный
Формулируют: Классификация сложных салатов.
(открытие нового знания)
(Слайд 10) – зарисовать схему в тетрадь Использует побуждающий диалог формулируют еще один параметр классификации – Все продукты в салатах подвергаются первичной и тепловой обработке, т.к. салаты можно приготавливать из сырых и вареных овощей. А как назвать салаты, в которых присутствуют одновременно и сырые, и вареные овощи? Ваши гипотезы?
– Так, но мы смешиваем продукты в салатах в определенных пропорциях или комбинациях. (
подсказка к решающей гипотезе)
– смешанные
– комбинированные
(открытие нового знания) Использует побуждающий диалог Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности. – Ну, с первичной обработкой все понятно, кстати, какие основные действия в нее входят? (
побуждение к устной проверке)
– А вот тепловую обработку можно осуществлять 2-мя способами: сначала варить в кожице, остудить, почистить, порезать и наоборот: сначала почистить, потом сварить, остудить и порезать?
Какой из двух вам кажется наиболее оптимальным с точки зрения соблюдения санитарно-гигиенических требований? Ваши гипотезы? (
побуждение к анализу способов решения задачи) – И почему овощи надо охлаждать перед нарезкой? Ваши гипотезы (
побуждение к выдвижению гипотез)
– Сверьте ваши гипотезы с учебником. Отвечают
: перебрать, помыть почистить, промыть, нарезать
– первый, так удобней: все сразу сварить
– второй: все микробы убиваются во время варки. Но особые требования к чистоте рук во время нарезки.
– для выполнения практической работы в условиях школы оптимален первый вариант, т.к. такие продукты легче принести.
– горячие неудобно резать, можно обжечься (гипотеза 1);
– горячие овощи разваливаются при нарезке (гипотеза 2);.
– в салате должны быть овощи одной температуры, иначе невкусно (гипотеза 3); Использует побуждающий диалог Структурируют знания – Закуски предназначены для возбуждения аппетита, причем не только своими вкусовыми качествами, но и внешним видом, то есть оформлением. Для оформления блюд используют зелень, красиво нарезанные овощи, маринованные ягоды, фрукты и др.
(Слайд 11)
Какие продукты используют для оформления? Ваши гипотезы (
побуждение к выдвижению гипотез)
– Эти продукты могут быть любыми?
(подсказка к решающей гипотезе), даже не подходящими к данному салату по вкусу? – свежие (гипотеза 1);
– яркие (гипотеза 2);.
– Они должны входить в рецепт
(открытие нового знания). Слайд 12
Наиболее распространены два способа приготовления и оформления салатов:
1 способ: Все компоненты салата нарезают, смешивают, заправляют и укладывают в посуду для салатов. (Слайд 13)
2 способ: При нарезке лучшие куски оставляют для оформления. Примерно 2/3 общей массы продуктов нарезают, заправляют и кладут горкой. На горку укладывают украшения из оставшихся продуктов – ломтики мяса, птицы, рыбы, яиц, помидоров и зелени. (Слайд 14)
Слайд 15, Слайд 16 – закрепление полученных знаний. Даем классификацию салатов и обсуждаем художественное оформление блюд.
Кстати, мы сегодня работаем с ножом, давайте вспомним правила Т.Б. (плакат над доской):
- нож передаем ручкой вперед,
- режем на разделочных досках, не поднимаем нож высоко над доской;
- правильно держим левую руку на продукте.
(Слайд 17) – записать в тетрадь.
Чтобы вкус и внешний вид салатов не ухудшились, нарезать и смешивать продукты, а также заправлять салаты лучше непосредственно перед подачей к столу. Итак, запомним: Заправленные салаты и винегреты хранению не подлежат, поэтому продукты для них подготавливают в отдельной посуде, а смешивают и заправляют перед подачей к столу. Салаты из овощей и зелени используют как самостоятельное блюдо и как гарнир к мясным и рыбным холодным и горячим блюдам.
II. Практическая работа: «Приготовления, классификации и презентации сложного комбинированного салата, приготовленного по своему рецепту»
(Слайд 18)
Форма работы – бригадная.
– Вы должны были пообщаться с членами своей бригады вербально, в социальных сетях, выслушать разные мнения, обсудить и найти консенсус. Удалось вам такое взаимодействие? Скажите, пожалуйста, с какой проблемой вы столкнулись, выбирая рецепт? Или у вас не возникло проблем?
В итоге: какой салат вы выбрали? Классификация и название. Презентации с алгоритмом действий можете скинуть на рабочий стол для защиты.
III. Подведение итогов, выставление оценок. Рефлексия.