
Фото из facebook Юрка Гуцуляка (автор: Андрей Посонский)
Моя основная цель – рассмотреть тренд как феномен, дать понять, чем он отличается от моды и стиля.
Тренд – это направление, модная штука, которая за короткий период пленит сознание максимального количества людей. Как только новизна пропадает, с ней пропадает и тренд. Стиль же является набором признаков, которые характеризируют поведение, в том числе и творчество людей определенного времени и определенной территории. Мода – это временное господство некоторого стиля, для нее характерна цикличность.
Тренды постоянно возникают и исчезают, смешиваются, накладываются один на другой, и в чистом виде практически не встречаются. Я собрал как свежие, так и устаревшие виды, чтобы проникнуть в саму суть этого явления. Для иллюстрации используются работы как украинских, так и зарубежных дизайнеров.
Тренды из архива
Сперва приведу несколько примеров устаревших трендов. Вот один из них: «Завитки, букеты, силуэты». Он хорошо прижился по всему миру, в том числе в Украине и России. Он был гиперпопулярен, поэтому примеры его использования можно увидеть практически везде. Клипарты переполнены изображениями со слащавыми завитками и силуэтами. Этот тренд проник абсолютно во все сферы коммерческой и некоммерческой деятельности человека.
Думаю, многие играли в 8-битные компютерные игры. Тренд «Пиксельная графика» появился как ностальгия по тому времени. Он обожаем подростками, молодежью, хотя его применяют и в серьезных проектах, как, например, оформления годового отчета. Сейчас пиксельный тренд более актуален в сфере иллюстраций и предметного дизайна.
«Кристаллы и геометрия» для меня являются особенным трендом, потому что в свое время мне выпало его предвидеть. В 2008 году в интервью для сайта adme.ru на вопрос, какой тренд будет популярным в ближайшее время, я ответил, что это будут кристаллы, драгоценные камни, преломления света, жесткая геометричность, ромбы и треугольники.
«Оригами» как тренд уже сильно устарел и давно не актуален. Его можно рассматривать как часть глобального тренда «Япония». Все помнят время, когда кушать палочками, готовить суши, заниматься единоборствами, рассуждать о том, как красив бамбук, считалось святым делом.
Многие видели фильм «Трон». Авторы второй его части, «Наследие», хотели частично воссоздать субкультуру космических 80-х и сотворить абсолютно новый проект с ярким визульным рядом, с целью получить коммерческую выгоду не только от показа фильма, но и от продаж товаров в стиле «Трон». Так появился искусственно созданный тренд.
Актуальные тренды
Тренд «Точки и круги» достаточно свежий и появился буквально пару лет назад. Я считаю его интуитивным трендом. Это пример того, когда дизайнеры с разных точек земного шара начинают одновременно создавать очень похожие вещи, не общаясь друг с другом. Это вроде как знак свыше, что стоит работать только с точечками и кругами. У меня есть проект в этом тренде, и в момент создания мне казалось, что я творю что-то очень уникальное, что-то, до чего мало кто додумается. А в это же время другие дизайнеры создавали похожие проекты.

Очень характерный современный тренд, который будет в силе еще достаточное количество времени, я назвал для себя «Скупой дизайн». Много чистого пространства, на котором размещены грубые и очень простые геометрические объекты или массивный текст. Ничего лишнего – два цвета – черный и белый. Как ни странно, этот тренд уже стал актуальным и в Украине.

Тренд «Рукописный» – это отказ от компьютерной геометрической точности и технологичности. Для тренда характерны ручные (живые) надписи, рисованные шрифы, наивные иллюстрации. Он давно стал популярным на западе, но к нам пока не дошел, и не знаю, дойдет ли. Украинский заказчик все еще боится и не воспринимает этот тренд. Он кажется несерьезным и не статусным для украинских компаний. А серьезность в нашей стране – это главное.

«Зеленый дизайн» – это тема экологичности, тренд, популярность которого не угасает уже несколько лет и постоянно поддерживается многочисленными активистами и организациями по всему миру. В тоже время он чаще других становится орудием идеологических спекуляций.

Тренд «Ремесло» – атмосфера ручной работы, подлинного качества, давних традиций. Популярность тренда не ослабевает в первую очередь из-за его умеренного использования, внимание к нему не настолько привлечено. Тренд уместен в дизайне для большинства компаний абсолютно разного вида деятельности.

Как один из наиболее свежих трендов я бы выделил «Буквы в пространстве». С одной стороны кажется, что буквы или слова создают спонтанный хаос, а с другой стороны все они четко укомпонованы. Этот прием, в общем, не новый, но сейчас резко возрастает его популярность – он становится трендом. Но мне кажется, что для украинского заказчика этот тренд окажется слишком непонятным.

Не стоит обходить вниманием и «Хипстерский» тренд. По моему мнению в его основе лежит американский дизайн, который был выхолощен, облегчен и романтизирован в первую очередь молодыми дизайнерами. В некоторых странах он развивался быстрее, в некоторых медленнее, но его популярность среди молодежи достигла очень высокого уровня (последние 2 года в Украине и России), в результате появилось огромное количество однотипных и часто идентичных дизайнерских работ. Безусловно, это противоречит идее корпоративной и товарной идентификации, но не следует все негативно критиковать, ведь существуют и стоящие проекты.
Чтобы осознанно использовать тот или иной тренд, необходимо понять, будет ли он для данного проекта только художественным или все-таки коммерческим, уместен ли тренд. Коммерческий тренд хорошо известен целевой аудитории, она его понимает и принимает. А значит, дизайн-проект с использованием такого тренда будет коммерчески успешен.
Коммерческими чаще всего являются тренды, которые уже достаточно долго используются в визуальных коммуникациях, но еще являются привлекательными и относительно новыми.