С вами работает
логопед МАДОУ детского сада №112 города Тюмени
Пономарева Антонина Геннадьевна, стаж работы 28 лет.
Консультации для родителей по телефону: 8-9044914984.
Кабинет логопеда находится по адресу:
улица Волгоградская, дом 14 «а» - 2-й корпус.

Консультации для родителей по телефону: 8-904 491 49 84.
Кабинет логопеда находится по адресу: улица Волгоградская, дом 14-а, 2-й корпус.
Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической практике не утратили своей актуальности. Мой главный девиз в работе с детьми, имеющими нарушения речи – обучать играя. Для более эффективной работы в этой области, необходимо детей постоянно заинтересовывать. Дети любят сказки. Поэтому на основе их сюжета можно придумать и провести сказки для Язычка. Наш Язычок может превратиться в Муху-цокотуху, Комарика и так далее. Дети с большим желанием включаются в игру. Можно разыграть различные сценки:
«На птичьем дворе», «На скотном дворе», «Мама-птичка и птенчики». Игры обычно проходят на высоком эмоциональном уровне. На основе сказочного сюжета или игры можно провести
артикуляционную гимнастику, этапы постановки звуков, автоматизации и дифференциации звуков. Кроме того, детей обязательно нужно научить правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные звуки требуют энергичного сильного выдоха. Простые дыхательные упражнения с вовлечением в работу диафрагмы: «Хомячок» - пошмыгать носом (рот закрыт); «Собаке жарко» - часто подышать с высунутым языком. При этих упражнениях надо чувствовать движения стенки живота. Удлинять выдох можно с помощью таких упражнений: подуть на ватку, на лодочку с парусом, сделанную из пенопласта. Для развития артикуляционной моторики, постановки звуков, автоматизации и дифференциации звуков часто использую в своей работе пальчиковые игры. Эффективность проведения их очень высока. Дети любят игры-занятия и с удовольствием спешат на встречу с ними.
Урок № 8
Постановка и автоматизация «Ч»
При этом звуке зубы обнажены, между ними расстояние 2-5 мм. Кончик языка поднят вверх и вместе с передней частью спинки языка образуют смычку с верхними альвеолами. Струя воздуха толчкообразно направляется на кончик языка, при этом тыльной стороной ладони ощущается теплый, прерывистый поток воздуха. Губы в легкой улыбке.
Учим ребенка изображать кистями рук фигурку «Пароход».
Обе ладони поставлены на ребро, все пальцы прижаты «ковшиком», а большие подняты вверх:
Пароход плывет по речке
И пыхтит он словно печка: «ч-ч-ч…»
Обязательно надо следить, чтобы ребенок постоянно сохранял расстояние между зубами 2-5 мм
Язык принимает форму чашечки, струя воздуха подается на кончик языка.
Если ребенок правильно произносит звук «Ш», то в этом случае остается только постучать языком по альвеолам во время выдоха: ш-ш-т-ш-ш-ч-ч…
Или же произносить звук «Т», но при этом кончик языка упирается не в верхние зубы, а в верхние альвеолы.
Если ребенок через некоторое время научился правильно произносить
звук «Ч», то приступаем к его автоматизации.
Сначала закрепляем его в закрытых слогах и словах:
АЧ – грач, врач, богач, трубач.
ОЧ – ночь, дочь, прочный.
УЧ – луч, могуч, обруч, лучший.
ЕЧ – меч, вечный, свечка, овечка.
ИЧ – бич, кирпич, дичь, москвич.
Потом закрепляем звук «Ч» в открытых слогах и словах:
ЧА – чай, чайник, чайка, чалма, чашка, кочан.
ЧО – сачок, бочок, волчок, галчонок, зайчонок.
ЧУ – чуб, чудо, чулан, чугун, чулок, чучело.
ЧИ – чин, чиж, чинить, число, калачи, кирпичи.
ЧЕ – чек, черта, чемодан, черешня, чердак, качели.
Придумываем предложения с этими словами:
В чайнике заварили чай. Дочь забыла дома ключ. Вовочка уронил чашку.
Галчонок жалобно пищал. Пчелка весело жужжала. В саду поставили чучело.
Чижик пел веселую песню. Танечка поймала бабочку. Верочка ела булочку.
Учим с ребенком пословицы, скороговорки, загадки, тексты:
Птичка-невеличка, да коготок остер.
Синичка-синичка – воробью сестричка.
Белая бочка, нет в ней ни сучочка.
(яйцо)
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
(С. Я. Маршак)
Вова рыбачок.
Вовочка любит рыбачить. Утром он берет с собой удочку и яблочки.
Садится в лодочку и плывет к тому месту, где любит рыбачить. Прибыв
на место, Вовочка разматывает удочку, на крючок сажает наживку и ждет клева. Вечером счастливый Вовочка возвращается с уловом домой.
Урок №5
Постановка и автоматизация звука «З»
При этом звуке положение губ, зубов и языка такое же, как и при звуке «С». Но этот звук «З» звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. он произносится с голосом. Это нужно объяснить ребенку и на слух, и на тактильное ощущение, т.е. положить руку ребенка на гортань и произнести поочередно звуки «С» и «З». При звуке «З» ребенок будет ощущать вибрацию гортани.
Теперь с ребенком изобразим кистью «комарика» и будем подражать, как он звенит.
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны. Комарик летел и протяжно звенел – «ЗЗЗЗЗЗЗ…..»
Для правильного подражания нужно: обнажить все зубки в улыбке, расстояние между зубов 2мм, кончик языка упирается в верхнюю часть нижних зубов, выдыхаемая струя идет точно посередине передних резцов на кончик языка, при этом участвует голос. Можно сначала начать от «И» плюс «С», а затем включаете голос – «ИСЗЗ». Когда ребенок научится правильно изолированно произносить звук «З», то можно приступать к его закреплению.
Начинаем с закрепления его в слогах и в словах с этими слогами:
ЗА – зайка, завод, заноза, ваза, база.
ЗО – Зоя, зонт, зорька, возок, газон.
ЗУ – зуд, зуб, зубы, внизу, мазут.
ЗЫ – зыбь, вазы, козы, морозы, музыка.
ЗБ, ЗД, ЗН, ЗР – стечение согласных:
Азбука, изба, избушка, поздно, язва, грозный, возраст, узлы.
Отрабатываем пословицы, скороговорки, загадки, стишки:
Сказал, как узлом завязал.
Идет с козой косой козел.
На синий лед серебряные зерна разбросаны. (Звезды)
Скоро снова зашумят
Листья молодые,
Загудят, заговорят
Пчелки золотые.
(С. Вышеславцева)
Читаем ребенку рассказ, задаем вопросы. Учим ребенка пересказу.
Лиза и Зоя
Лиза и Зоя подруги. Лиза любит рисовать, а Зоя – лепить.
Лиза нарисовала зайца, а Зоя слепила зонтик.
Мама похвалила Лизу и Зою.
Урок №7
Постановка и автоматизация звука «Ж»
При этом звуке положение губ, зубов и языка такое же как при звуке «Ш». Техника выполнения такая же, но при звуке «Ж» в работе участвуют голосовые складки. Звук звонкий. Если поднести тыльную ладошку ребенка к гортани, он это почувствует.
Учим ребенка изображать кистью руки фигурку «жука»:
Пальчики собрать в кулачок. Большой палец и мизинец разведены в стороны, (усы жука) ребенок ими шевелит.
Жук летит, пыхтит, жужжит
И усами шевелит – ж-ж-ж…
При подражании нужно следить за тем, чтобы выполнял все то, что при звуке «Ш» плюс включение голоса.
Если ребенок правильно и четко подражает звуку «Ж» переходим к его автоматизации.
Сначала закрепляем его в слогах и словах.
ЖА – жало, жаба, жара, жатва, жабры, ежата.
ЖО – жолоб, Жора, обжора, лужок, рожок.
ЖУ – жук, жулик, жучок, жужжать, абажур.
ЖЕ – Женя, жена, железо, жевать, жест, уже.
ЖИ – жить, жир, живот, жижа, ужи, ножи.
ЖБА – жбан
ЖВА – жвачка
ЖМО – жмот
ЖНЕ – жнец
ЖДА – одежда
Придумываем предложения, слова в которых содержат звук «Ж»:
Жаба сидит у воды.
Ежата бегут в норку.
Жук сел на листок.
Над столом висит абажур.
У Жени новый ножик.
Жаба и ежик – животные.
Жора – обжора.
Учим чистоговорки, загадки, потешки, пословицы:
Жи-жи-жи – живут в лесу ежи.
Жа-жа-жа – я нашел ежа.
Жу-жу-жу – молока даю ежу.
Жук упал и встать не может,
Ждет он кто ему, поможет.
Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет.
(дорога)
Раз обожжешься, второй остережешься.
Ель на ежика похожа,
Еж в иголках, елка – тоже.
Учим ребенка рисовать и лепить жука.
Урок №4
Постановка и автоматизация звука «С»
При этом звуке зубы почти сомкнуты и обнажены в «улыбке».
Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение как при звуке «И». При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
Теперь изображаем кистями рук «птичку»:
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.
Птичка крылышками помахала
И тихонько пропищала: исс, иссс…
Чтобы ребенок правильно подражал, для этого нужно:
Обязательно обнажать все зубки, иначе струя, которая идет на передние зубы, будет искажаться и звук будет смазанный. Надо точно упираться в верхнюю часть нижних зубов языком. Если язык будет упираться в нижнюю часть, то звук будет мягким – «Сь».
А если язык будет грубо перекрывать воздушную струю на передние зубы, то она пойдет в сторону или сразу в обе. Звук будет искажен. Можно попробовать от протяжного повторения – «Иссс» и с помощью палочки, которая кладется на кончик языка, искусственно создавая канальчик, по которому идет воздух.
Кроме зрительного, слухового анализатора подключается и тактильный. Играем в игру «Холодный ветерок»: при произнесении звука «С» дуем на тыльную сторону ладошки. Воздух идет холодный. Если звук звучит длительно и изолированно, то значит, он получается.
Начинаем его закрепление:
СА – сад, сам, сани, садик, самолет, оса, лиса, коса.
СО – сок, сом, соль, сода, сокол, песок, носок, фасоль.
СУ – сук, суп, сухо, сумка, посуда, сосулька, сосуд.
СЫ – сын, сыр, носы, усы, косы, бусы, весы, росы.
АС – ас, бас, нас, вас, квас, маска, каскад, басня.
ОС – нос, рос, босс, Барбос, космос, кросс.
УС – мусс, русский, брус, капуста.
ЫС – мыс, кумыс.
Составляем предложения со словами, которые содержат этот звук:
У Сани новые сани. Саня и Соня идут в сад. Соня любит апельсиновый сок. Саня испачкал свой нос. У Сони длинные косы. На ветке повисла сосулька. Мама моет посуду. В саду лежат сухие листья.
Со слогами придумываем стишки-стихотворки:
СА-са-са – в лесу бегает лиса.
Со-со-со – она катит колесо.
Су-су-су – у нас холодно в лесу.
Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы.
Ас-ас-ас – лиса боится нас.
Ос-ос-ос – у нее холодный нос.
Ус-ус-ус – у лисы нет бус.
Ыс-ыс-ыс – лиса бежит на мыс.
Учим стихи со словами, в которых есть звук «С»:
Самолет
Самолет, самолет, тут и там самолет.
Улетел самолет далеко, далеко,
Улетел самолет высоко, высоко.
Учим пословицы, поговорки, загадки:
1. Коси коса, пока роса,
Роса долой и мы домой.
2. Осип осип, Архип охрип.
3. Летом вырастают,
А осенью опадают.
(Листья)
Закрепляем звук «С» в рассказах, ребенок учится отвечать на вопросы и пересказывать тексты.